Холодный батик
Наиболее распространенный вид росписи ткани - холодный и горячий батик. Этот вид искусства издавна известен в Азии, Африке, но особого распространения и признания он достиг на острове Ява. В Европе этот вид приукрашивания ткани был распространен в ХІХ в. Вновь популярной эта техника стала в 30-е годы XX ст. |
Это очень кропотливая техника, но изделия, изготовленные таким способом, очень красивы. В технике холодного батика выполняют декоративные текстильные изделия, которые не требуют чистки и хорошо защищенны от попадания воды. |
Для выполнения изделий в этой технике прежде всего нужна деревянная рама (рис.1, где a - общий вид, б - разрез, 1 - отверстия для смены размеров, 2 - гвоздики, 3 - винт) из брусьев небольшой толщины. Ширина рамы зависит от ширины ткани (70, 90 или 100 см), а длина имеет такие же размеры (для квадратных изделий) или большие (100 - 200 см). Можно изготовить раму с изменяемыми размерами. Для этого по углам рамы по диагонали прорезают пазы и скрепляют противоположные углы винтами, изменяя этим раму до нужных размеров.
На раму набивают гвоздики из нержавеющего металла без шляпок. Отогнув гвоздики к краю рамы, образовывают крючки, на которые потом натягиють ткань. |
Кроме рамы нужен специальный инструмент - тьянтинг, с помощью которого на ткань наносят воском графический рисунок (рис.2). Воск в таком случае является, резервом и создает светлый контурный рисунок на стыке двух цветов. Тьянтинг - это медная форма для растопленного воска со стенками толщиной 1-3 мм, в связи с чем воск не очень быстро застывает. Снизу форма имеет круглое отверстие, диаметр которого равняется диаметру обычной иглы. Сбоку к тьянтингу крепят сердечник с деревянной ручкой. |
Графический рисунок можно также наносить плоскими или круглыми кистями, мягкими или жесткими, или же с помощью стеклянной трубки с шаром; кончик трубки утонченный и немного согнутый. Такая трубка нужна для нанесения так называемого резерва, но другого состава, нежели в случае сухой росписи. Горячий воск наносят на плоскость ткани по рисунку в виде широких полос или небольших плоскостей круглыми беличьими кисточками, а в виде больших плоскостей - плоскими кистями толщиной 1-3 см (№ 18-22).
Воск подогревают и поддерживают в теплом состоянии в эмалированном или керамическом сосуде (последнее дольше сохраняет тепло). В другой эмалированной емкости сразу же готовят раствор красителей. Для основного раствора красителя, в который нужно погрузить всю ткань, емкость готовят большого объема, например ведро, куда удобнее опускать большие отрезки ткани.
|
Резерв для работы трубочками готовят из резинового клея и бензина. Клей растворяют в бензине до густоты сметаны и наносят контуры на ткань стеклянной трубочкой. После нанесения жидкого резерва бензин испаряется, а резиновый клей заходит в поры ткани и задерживает проникновение водного раствора красителя с одной плоскости на другую. И только в рамках ограниченной небольшой плоскости можно словно акварелью по мокрому писать жидкими красителями. |
Натягивая ткань на раму, необходимо проследить, чтобы ее натяжение было не очень сильным, так как иначе резерв, как правило, разрушается. Тем не менее натяжение не должно быть и весьма слабым, так как, провисая, ткань деформируется, и рисунок искажается. |
Сайт создан в системе
uCoz